Известная актриса немого кино Коллин Мур (Colleen Moore) в детстве часто смотрела на облака. Позже, в книге «Кукольный дом Коллин Мур» («Colleen Moore’s Doll House», Doubleday & Company) она признавалась, будто «…знала, что там, на самом большом и пушистом облаке стоит сказочный замок, и что в один прекрасный день я найду волшебное зелье такое же, как у Алисы в Стране Чудес и сделаюсь такой маленькой, что посещу замок моей мечты… Так я построила волшебный замок в своей голове».
1
Коллин Мур со своей коллекцией кукол. 1905-1910 гг.
*   *   *



Первые пробы.

Увлечение юной Коллин было серьезным. Она делала неуклюжие кукольные комнатки из бумаги, обставляя их мебелью, вырезанной из журналов и наклеенной на картонную основу. В день двухлетия девочке подарили первый в ее жизни кукольный дом, который родители смастерили из сигарных коробок. По мере взросления будущей актрисы подаренные ей кукольные дома становились сложнее и искуснее. С течением времени Чарльз Моррисон (отец актрисы) и сама Коллин изрядно поднаторели в строительстве миниатюрных сооружений. Тем не менее создать совершенную конструкцию семье Мур не удавалось. К примеру, домик №4 был выстроен на чердаке их особняка и со временем настолько разросся, что при переезде просто не пролез в дверной проем. Каркас домика №5, сделанный из четырехслойной фанеры, не выдержал собственного веса и развалился.
Юная Коллин и очередной кукольный домик.
*   *   *
Юная любительница кукол выросла и превратилась в мировую знаменитось, но так и не рассталась с мечтой об идеальном кукольном дворце. Образ «замка в облаках», пронесенный сквозь годы, обрел для Коллин такую осязаемость и реальность, что не воплотить его в материале было бы преступлением против самой себя. «Ну, мы же не преступники, наша прелесть…» - подумала Мур и с рвением взялась за дело.
3
Звезда позирует с первыми из предметов т. н. «Комплекта Кейтлин» («Kathleen's Collection»), 1922.
Фотограф - Joseph Yranski.

*   *   *
Идея строительства «домика №8» (ныне известного как «Замок Фей»), возникла у актрисы во время поездки на Гавайи с родителями. Он должен был стать тем самым идеальным «облачным дворцом», о котором она мечтала с детства. Переживая распадающийся брак с первым мужем, Коллин вложила в новый замысел всю свою нерастраченную любовь и тщание. В результате островным пейзажам не уделили и минуты внимания – целыми днями семья Мур просиживала над планами, кальками, эскизами и экспликацией.
4
5
Полная и обрезанная версия фотографии подготовки миниатюрной коллекции к выставке.
9 февраля, 1934 г.

*   *   *
Чарльз Моррисон не только предложил Коллин финансовую помощь в воплощении мечты. Памятуя о предыдущих неудачных проектах он предложил сделать новый домик разборным (чтобы не повторять историю номера 4), а так же выполнить его каркас из прочного и легкого алюминия (дабы избежать проблемы с номером 5). Работа над миниатюрным дворцом была начата в 1928 году.
*   *   *




Воплощение мечты.

Разработчиком концепции и проекта замка стал архитектор Гораций Джексон. Фантастический замысел основывался на том, что «архитектура должна была быть абсолютно оторванной от реальности». Зодчий стремился «воплотить в жизнь образ, который возникает в голове любого человека, представляющего себе зачарованный замок». Интерьеры дворца были созданы дизайнером и художником Гарольдом Гривом, который в свое время занимался обстановкой и отделкой настоящего дома Коллин Мур.
6
Интерьеры дома Коллин Мур.
7
Реклама услуг дизайнера Гарольда Грива в одном из журналов 1920-х гг.
*   *   *
К 1935 году над кукольным домом потрудились около ста различных мастеров. Окончательная стоимость этого невероятного сооружения составила около $500,000 ($7,000,000 – в пересчете на нынешний курс). Интерьеры замка включали в себя более 1500 миниатюр. Надо сказать, что конструкция сооружения невероятно сложна и продумана до мелочей: замок можно разобрать на 200 частей. Все комнаты представляют из себя отдельные модули – при необходимости транспортировки они упаковываются в специальные контейнеры.
8
Мур позирует со своим бесценным грузом. На пути домой, в Лос-Анджелес.
13 июня 1935 г. Фотограф - Joseph Yranski.

*   *   *
В 1935 году Америку настигла Великая Депрессия. Коллин Мур организовала национальный тур, в рамках которого Замок Фей путешествовал по стране с целью сбора денег на благотворительность. Дворец выставлялся в детских отделах универмагов крупнейших городов Америки. Перед этим чудом открыли свои двери ньюйоркский Macy’s, The Fair в Чикаго, May Co. в Лос-Анджелесе и т. д. Одна из рекламных брошюр тех лет гласила: «Передвижной музей! С 15 ноября в детском отделе на восьмом этаже! Вы захотите посмотреть на это еще и еще раз!» Тур проходил на протяжении 4 лет (1935-1939 гг.) и имел огромный успех: Коллин Мур удалось собрать более $650,000 для нуждающихся детей.
9
Детская игра «Вырежи кукольный дом Коллин Мур».
*   *   *
В 1949 году Ленокс Лор, директор MSI (Museum of Science and Industry) убедил Коллин Мур, что Замок Фей должен совершить свое последнее путешествие, подразумевая под финишным пунктом залы своего музея.  Позже актриса так описала этот разговор: «Я сидела в директорской ложе рядом с Леноксом на благотворительном ужине, учрежденном Чикагской Железной Дорогой. Он упомянул о кукольном доме, когда нам подавали суп, а к моменту сервировки десерта Замок уже принадлежал ему!»
5161b32477550.preview-620

Кукольный дом Коллин Мур впервые выставлен в чикагском Музее Науки и Технологий.
*   *   *
После тяжелого для страны периода карьера Коллин подошла к завершению, и теперь уже бывшая актриса полностью посвятила себя семье и, конечно же, Замку. Несмотря на то, что домик был передан музею, Коллин ежедневно продолжала совершенствовать его внешний облик, добавлять миниатюры в комнаты, занималась разбивкой сада вокруг дворца. Со временем в работу над Замком Фей были вовлечены внучки актрисы, Алиса Харгрейв и Кэтлин Коулман Митчелл. Официальная церемония передачи объекта в полноправное владение MSI состоялась только в 1976 г.
0_83aa9_29510a0d_XL
Коллин Мур оформляет Волшебный сад.
*   *   *
Коллин часто навещала свое детище, была вовлечена во все процессы, связанные с реставрацией Замка. В 1971 году она выпустила книгу «Кукольный дом Коллин Мур». С помощью своих юных помошниц она постепенно и тщательно доводила облик дворца до совершенства. «Я помогала ей в саду, копалась со всеми этими деревьицами и крохотными цветочками, пока она давала интервью для книги. Вместе мы крепили к веткам малюсенькие яблоки и рассаживали миниатюрные растения в горшочки. Мне было тринадцать, и каждый день после школы я бежала в музей, чтобы продолжить работу», - вспоминает Кэтлин Митчелл. Эй вторит Алиса Харгрейв: «Я тоже была там. У Коллин прямо руки тряслись от возбуждения – так ей нравилось работать над книгой. Она хвостом ходила за фотографом и следила, чтобы он снимал максимально красивые ракурсы. Проект целиком захватил ее». «Она постоянно брала нас с собой, когда ей хотелось проверить, как поживает ее Замок. Мы просто растворялись в этом волшебстве», - говорит Кэтлин.
12
Один из первых вариантов оформления книги.
*   *   *
Внучки не раз замечали, что вера их бабушки в существование сказочных существ как будто бы будила дремавшее в Замке волшебство и превращала его в реальность. «Она постоянно видела фей. “О, вот опять фея пролетела”, - говорила она. В доказательство своей теории она могла ткнуть пальцем в занавески, которые колыхались сами собой, или обратить внимание на какую-нибудь другую странность. Я постоянно напрягала зрение и надеялась, что хоть краешком глаза замечу пролетающего мимо эльфа», - вспоминает Алиса.

С течением времени волшебному замку суждено было не раз столкнуться с жестокой реальностью. В 1990 году пропало два предмета – 3,5-дюймовый серебряный трон английского короля Эдварда Исповедника и четырехдюймовый золотой канделябр, инкрустированный драгоценными камнями. Позже предметы были найдены в одном из городских ломбардов, куда их заложил музейный работник. Также дворец подвергся акту вандализма – некий посетитель нарисовал граффити на стене замка. После этого случая сооружение было помещено внутрь стеклянной витрины. Она защищает его от нежелательных контактов, а освещение, температура и влажность воздуха постоянно контролируются специальными приборами, чтобы сохранить этот удивительный артефакт для будущих поколений. Созданный руками множества мастеров, Замок Фей представляет собой воплощенный в материале гимн искусному мастерству, изобретательности и фантазии ремесленников всего мира.
13
Замок Фей в современном состоянии. Экспозиция MSI.
*   *   *
Коллин Мур умерла от рака 18 января 1988 года. Она до конца отказывалась признавать, что больна, и продолжала жить, путешествовать и конечно же ухаживать за своим творением с присущими ей жизнелюбием и энергией.
14-1
Старая открытка MSI с фотографией всех основных помещений Замка Фей.
*   *   *
Замок Фей, созданный полвека назад, стал едва ли не самым существенным наследием, оставленным известной актрисой после смерти. Харгрейв Мл., сын акрисы, вспоминает: «Однажды я услышал, как Клэр (Клер Бут Люс, подруга Коллин Мур) говорила матери: “Когда я умру, никто не придет на мою могилу. Но когда умрешь ты, Коллин, Замок станет твоим надгробием и тысячи людей потянутся сюда, чтобы прикоснуться к твоей памяти”». Предсказание было пророческим – полюбоваться миниатюрным дворцом и почтить труд Коллин ежегодно приходит более 2 миллионов человек.
*   *   *
Дьявол в деталях.
Итак, Замок Фей в цифрах и фактах:
Вес: 7,000 фунтов (чуть меньше 3 тонн)
Площадь: 8'7"×8'2" (2,6×2,5 м)
Высота: 8'1" (~2,3 м)
Масштаб: 1:12
Архитектор: Гораций Джексон (Horace Jackson)
Интерьеры: Гарольд Грив (Harold Greeve), ASID
Электрификация: Джерри Руле (Jerry Rouleau)
Освещение: Генри Фрейлих (Henry Freulich)
*   *   *
Кухня (The Kitchen).
15
Стены кухни украшены причудливыми фресками, изображающими сюжеты различных сказок. Над дверью можно разглядеть Трех Поросят, правее Джек и Джилл скатываются с холма («Jack and Jill went up the hill…»). Сквозь арочный проем виден Шалтай-Болтай, а над медной плитой, той самой, в которой злая ведьма хотела зажарить Ганзель и Гретель, изображена Мери-бедняжка («Little Bo-Peep has lost her sheep…»). В духовке нарисован пирог, запеченный с двадцатью четырьмя воронами из известной детской песенки «Sing a song for Sixpence». Обеденный сервиз от Royal Doulton на кухонном столе является точной копией сервиза, сделанного для кукольного дома Королевы Марии в Виндзорском дворце.
16

*   *   *
Столовая (The Dining Room).
17
Столовая выполнена в духе средневековья. В центре комнаты расположен круглый стол Короля Артура. Вся посуда, включая крохотные ножи и вилки, выполнена из чистого золота! Хрустальным бокалам более ста лет – это настоящий миниатюрный антиквариат. Стены украшены вышитыми гобеленами с изображениями Рыцарей Круглого Стола. Стежки, выполненные венской мастерицей мадам Жорей, невозможно рассмотреть без помощи увеличительного стекла.
18
Гостиная Золушки (The Cinderella's Drawing Room)
19
Гостиная Золушки, выполненная из розового кварца и нефрита, была сделана на заказ в Пекине. Потребовалось 9 месяцев, чтобы переправить все детали в США.

20_1
Спинки этих стульев скорее всего были сделаны из украшений Коллин.
*   *   *
Однако результат стоил длительного ожидания. Потолок украшает золотая люстра, инкрустированная драгоценными камнями. Стены, покрытые фресками по сюжету «Золушки», расписывал лосанджелесский художник Джордж Таунсенд Коул (George Townsend Cole).
22_2
Коллин позирует с некоторыми деталями интерьера Замка.
У нее в руках - золотая люстра из Гостиной Золушки, изготовленная из украшений ее матери.

*   *   *
Даже Уолт Дисней внес свою лепту в интерьер Замка Фей – в гостиной Золушки находятся созданные им ростовые портреты Микки и Минни Маус в костюмах Короля и Дамы Червей.
23
В центре комнаты, ожидая игроков, застыл миниатюрный шахматный стол с крошечными фигурками, а на рояле лежат настоящие ноты с произведениями Стравинского и Гершвина. Трогательная деталь –  маленький фотопортрет самой Коллин в серебряной рамке.
21
На крупных планах видно, насколько детально и тщательно проработаны предметы интерьера.
Мельчайшая вышивка не уступает по сложности крошечной резьбе, украшающей стул.

*   *   *
По обеим сторонам от двери, ведущей в Большой Холл, стоят маленькие вазы. Это настоящие реликвии, сделанные из резного янтаря более 500 лет назад. До того, как украсить интерьер комнаты Золушки, они входили в коллекцию вдовствующей Императрицы Китая.
24
25_1
*   *   *
Большой Зал (The Great Hall).
27
Большой Зал – самое обширное помещение замка. Во время сборки дома в нем легко помещалась сама Коллин.
28
Над холлом парит Фея-Крестная, приглашая посетителей в Страну Фей. Ниже расположены фигуры Золушки, Принца и Злой Мачехи. Витая лестница в центре помещения будто бы парит в воздухе. Примечательно, что она не имеет перил – ведь жителям Страны Фей так легко удержать равновесие с помощью крыльев!
30
Сводчатый потолок холла также расписан сказочными мотивами. Над дверью в глубине комнаты находится фреска с изображением Гаммельского Крысолова, к которому со всех сторон карабкаются дети. Дверной проем фланкируют рыцари в серебряных доспехах из коллекции Рудольфа Валентино – звезды кино и большого друга Коллин Мур. В стеклах высоких арочных окон вытравлены сюжеты сказок «Джек и Бобовый Стебель», «Принцесса и Семь Лебедей».
31
Качество исполнения скульптурных групп и фигурок поражает своей филигранностью.
32
Фото из старой книги о Замке Фей. Здесь прекрасно видно травление на большом витраже Зала. Это огромное окно
выходит на пруд Волшебного сада. При ночном освещении тени и отражения сюжета витража
играют и переливаются на водной глади.

*   *   *
Помещение Большого Зала является своеобразным музеем Замка. За веревочными ограждениями на подставках и постаментах мерцают сокровища Страны Фей. На маленьком палисандровом столике стоят хрустальные туфельки Золушки на высоком каблуке. Их украшают крошечные бантики из красного стекла. Рядом под прозрачным колпаком хранятся микроминиатюры – стулья Трех Медведей на булавочных головках. Представьте, стул Папы-Медведя весит не больше 1/150,000 унции (~0,0002 грамма)!
33
Многие предметы интерьера Большого Холла являются ценнейшими антикварными объектами. Например, с левой стороны можно увидеть женский бюст на пьедестале из зеленого мрамора. Этой реликвии времен Римской Империи около 2,500 лет. Рядом, на подставке – две статуи богини Исиды, из лазурита и зеленой глазури, которым более 4,000 лет. Четвертой миниатюре – сирийской вазе - «всего лишь» около 1,000 лет.

Справа за ограждением стоит эмалированный столик из Баттерси, на котором мы с удивлением обнаружим гуся и гнездо, полное золотых яиц. Они, несомненно, были украдены у Великана Джеком из сказки «Джек и Бобовый Стебель» («Jack and the Beanstalk»). На соседней подставке лежит миниатюрный пистолет, из которого можно по-настоящему выстрелить микроскопическими серебряными пулями!
34
Размеры картин Большого Зала не превышают 5 см по длинной стороне.
На переднем плане можно заметить стеклянный колпак, под которым хранятся стулья Трех Медведей.

*   *   *
У подножия лестницы можно увидеть миниатюрные кувшины. Эти малыши тоже оказываются глубокими старичками: фарфоровой амфоре из Сиама, покрытой глазурью – 1,000 лет, а алебастровому сосуду из Египта – 3,000.

Когда, осмотрев Большой Холл, вы завернете за угол, остановитесь на мгновение и загляните в Замок сквозь окна часовни. Внутри будет виден алтарь и маленькая дарохранительница, от которой во все стороны расходятся золотые лучи. В центре, в стеклянном контейнере, лежит частица Святого Креста. Эту бесценную реликвию Коллин передала ее подруга, Клэр Бут Люс (Clare Booth Luce). Будучи послом Италии, она получила ее в дар от Папы Римского во время их первой встречи.
35
*   *   *
Часовня (The Chapel).
36
Трон, расположенный в часовне является точной копией известного трона короля Эдуарда (находится в Вестминстерском Аббатстве). Справа на пьедестале – бюст Папы Пия IX, в основании которого стоит печать Ватикана. На молитвенной скамейке перед алтарем лежит крохотная Библия, изданная в 1840 году. Это самая маленькая Библия в мире, изданная типографским способом. Рядом с ней мы найдем очередную «книжку-малышку» с описанием жизни святых, выполненную в технике ксилографии. Одну из стен часовни украшает настоящий миниатюрный орган, на котором можно играть с помощью дистанционного управления.

37
38
Рисунок мозаичного пола и резьба колонн поражают воображение!
*   *   *
Библиотека (The Library).
39
fc_library_w



Интерьеры библиотеки выполнены в морском стиле. Поверх камина замер Капитан Кид с сундуком своих сокровищ. 
41
Над правой дверью – скульптуры Робинзона Крузо и Пятницы, а над левой Гулливер тянет корабли Лилипутов в городскую гавань. В поддержку морского мотива часть мебели покрыта зеленой ярь-медянкой. Вместо ножек диваны-ракушки опираются на спины морских коньков и улиток.
42
Приглядевшись, вы поймете, что эта мебель подходит для чтения разве что какому-нибудь эльфу или фее. А иначе как можно было бы удержаться, к примеру, на стуле, на котором нужно сидеть вверх ногами?
43



На паркете в технике маркетри выполнена Роза Ветров, а потолок, в противоположность полу, покрыт росписью, изображающей атлас звездного неба. Разглядеть очень сложно, но сомнений нет – вы не найдете этих карт в магазине за углом. На них запечатлены ветра и звезды сказочной Вселенной.
44




Все книги в библиотеке настоящие. Более ста миниатюрных шедевров украшают полки этой комнаты, многие из них написаны от руки известнейшими авторами того времени: Синклером Льюисом, Артуром Конан Дойлем, Джоном Стейнбеком и другими. Также в коллекцию вошли 65 миниатюрных книг 18-го века в кожаных переплетах.
45



На стойке для чтения лежит крошечный словарь. Отец подарил его Коллин на пятилетие, пополнив ее зарождающуюся коллекцию миниатюр.

46
Мур демонстрирует «самую маленькую в мире библиотеку». Фотограф - Joseph Yranski.
*   *   *

Ванная комната Принцессы (The Princesse's Bathroom).
47
Над кухней располагается ванная комната Принцессы Фей. На остекленных стенах вытравлены сюжеты из сказаний о русалке Ундине. Сюда (а также на кухню) был проведен настоящий миниатюрный водопровод. Таким образом серебряную ванну при желании можно наполнить водой, которая фонтанами бьет из уст двух дельфинов.
48
*   *   *
Спальня Принцессы (The Princesse's Bedroom).
49
Над столовой находится спальня Принцессы Фей. Кровать в углу комнаты – та самая, на которой 100 лет проспала, объятая чарами, Спящая Красавица. За этот век покрывало успела опутать золотая паутина.
22_3
В конструкцию люстры включены кулоны, броши, детали ожерелий Коллин Мур.
*   *   *
Спинки изящных стульев, изготовленных из перегородчатой платины, инкрустированы драгоценными камнями. Эти украшения достались Коллин от матери и бабушки. Актриса любила повторять, что «скорее предпочитает видеть их в Замке, чем на своей шее».
50
Паутина на покрывале и подушках вышита тончайшей золотой нитью.
*   *   *
51
Слева: Коллин Мур с семьей отправляется в благотворительный тур Замка Фей. (фотограф - Joseph Yranski).
На ее шляпке - две броши, которые позже станут спинками стульев в Спальне Принцессы (на фото справа, на переднем плане).

*   *   *
Ванная комната Принца (The Prince's Bathroom).
52
На следующем этаже расположена ванная комната Принца, отделанная алебастром. Над раковиной висит золотое зеркало, украшенное драгоценными камнями. Напротив стоит золотой японский комод, возраст которого – около 500 лет.
*   *   *
Спальня Принца (The Prince's Bedroom).
53
Рядом с ванной комнатой находится спальня Принца. Отделка комнаты выполнена в псевдорусском стиле и рассказывает нам историю Маленького Русского Царя Салтара (возможно, персонаж из искаженной на западный манер «Сказки о Царе Салтане»). Предметы обстановки так же несут на себе отпечаток сюжета сказки.
54
К примеру, на полу лежит шкура Злого Белого Медведя (один из персонажей). По заказу Коллин Мур она была изготовлена мастером-таксидермистом из меха горностая и мышиных зубов. Несмотря на явное расхождение с общим сюжетом интерьера, в этой же комнате находится Экскалибур – знаменитое оружие Короля Артура.
55
Фотоиллюстрация из книги «Зачарованный Замок Коллин Мур» («The Enchanted Castle. Colleen Moore»).
*   *   *
Чердак (The Attic).
56
Пространство под крышей замка заполнено предметами, которые, по замыслу Коллин, достались сказочным Принцу и Принцессе от их знатных предков. Сюда же реставраторы складывают те детали Замка, которые отслужили свое и были заменены при реконструкции.
*   *   *
Волшебный сад (The Magic Garden).
57
За очередным поворотом нас ждет таинственный сад, прилегающий к Замку. Он также наполнен очаровательными деталями повседневной жизни волшебных существ. На одном из деревьев можно заметить маленькую колыбель. Эта миниатюра - один из любимых предметов коллекции Коллин, поскольку она была изготовлена из драгоценностей бабушки актрисы, которые Мур бережно хранила с самого детства.
58
Слева на стене замка вырезан прекрасный барельеф по сюжету «Волшебника из Страны Оз». Над арочным проемом, ведущим в Большой Холл, замер Алладин. Он изумленно взирает на Джинна, который только что покинул свою лампу.
59
Фотоиллюстрации из книги «Зачарованный Замок Коллин Мур» («The Enchanted Castle. Colleen Moore»).
Ворота и пруд в Волшебном Саду.

60
Вид на библиотеку из садовой галереи.
*   *   *
Около входа в Замок стоит серебряная карета – она ожидает Золушку, чтобы отвезти ее на бал. Роспись балкона рассказывает нам историю Дон Кихота. А если вы поднимете голову, то увидите, что над замком летит упряжка оленей Санта Клауса – ведь в Стране Фей Рождество длится круглый год!
61
Один из витражей Замка.
*   *   *



Самый большой «маленький» ремонт.
62
На данный момент грандиозное сооружение демонтировано. Реставраторы MSI вовсю трудятся, чтобы освежить облик Замка Фей. Процесс обновления происходит в зале, соседствующем с помещением выставки, чтобы все желающие могли понаблюдать за этим поистине завораживающим зрелищем.
63
«Замок является частью постоянной экспозиции музея с 1949 года», - объясняет Кейтлин МакКарти, директор по управлению музейными коллекциями MSI, - «Мы предпринимали несколько попыток реставрации, последний раз в середине 90-х годов… Сейчас процесс поставлен на широкую ногу: мастера наконец-то сфокусировались на самом дворце, а не на мебели и миниатюрах. С полувековыми фасадами приходится тщательно и кропотливо работать – за 50 лет внешняя отделка облупилась, а в некоторых местах попросту отваливается целыми кусками. Мы считаем это своего рода технологическим вызовом, настоящей инженерной загадкой – необходимо что-то изобретать, ведь краска, положенная поверх металла довольно быстро отслаивается. Большой урон понесли стены комнат: они попросту выгорели, так как во времена создания замка осветители использовали лампы накаливания».
64
Перед изумленными посетителями разворачивается невероятное действие, в котором принимают участие четыре реставратора, миниатюрист и два электрика, занятые кропотливой, чрезвычайно детальной работой. Новейшие научные разработки играют важную роль в процессе восстановления внешнего вида Замка. К примеру, пигмент используемых красок подвергается специальному анализу для достижения точного соответствия оригиналу. Температура и влажность воздуха в помещении находятся под постоянным контролем.
65
Кейтлин МакКарти, шутя, приводит забавное сравнение – мастерам приходится сталкиваться с теми же проблемами, которые подстерегают обычных людей, затеявших ремонт очень старого дома. «С годами водопровод Замка начал давать протечки. Его нужно полностью реставрировать, иначе помещения начнет попросту заливать водой. Необходимо также обновить электрику – мы заменим некоторые лампочки оптоволокном. В оригинальном варианте в канделябры были вмонтированы лампы размером с пшеничное зерно. Сейчас такие уже не производят. В конце 60-х – начале 70-х годов мы заменили их оптоволоконными лампами той же формы и размера».
66
chi-131121-msi-fairy-castle-pictures-008
67
68
В то время, как здание находится на ремонте, мебель и аксессуары из помещений дворца выставлены в стеклянных витринах того же зала, где обычно проходит экспозиция Замка. Таким образом, впервые с момента передачи артефакта музею посетители получили возможность разглядеть их во всех подробностях, в непосредственной близости.

В качестве эпилога.

Впервые наткнувшись на статью о Замке Фей, я, безусловно, была поражена богатством фантазии Коллин Мур, а также мастерством и слаженностью многочисленных исполнителей этого поистине грандиозного проекта. Со свойственной мне дотошностью я облазила закоулки Интернета и прочла все более менее стоящие статьи. Под лупой рассмотрела фотографии на сайте MSI. Начала копаться в фотоблогах случайных посетителей музея. И чем больше я узнавала об этом чуде света, тем сильнее трансформировался характер моего изумления. Убранство и замысел сооружения отошли на второй план, поскольку я поняла, что все по-настоящему увлеченные миниатюристы похожи друг на друга. Они охвачены пламенем страсти, которое не угасает с годами. Эти люди могут быть актерами и бухгалтерами, известными личностями и незаметными прохожими, экстровертами и интровертами, но между ними есть нечто общее – дело длиною в жизнь. Читая статью, в которой описывалось, с каким трепетом и нежностью роковая красотка и звезда немого кино расставляла стульчики и раскладывала книжечки, я ощутила невыразимое родство с этой бесконечно далекой от меня, давно умершей женщиной. Хочется сказать спасибо всем чуточку безумным мастерам, которые когда-либо создавали и продолжают создавать предметы, вкладывая в них частичку себя – такие вещи всегда можно отличить в том ворохе безликой мишуры, которой повсеместно окружен современный обыватель.
*   *   *
I want to give my special thanks to MSI, Joseph Yranski, Harriet Muncaster, Tatiana «TaTaSoap», Amelie Hastie and to several random visitors of Chicago Museum. Without your unmeant but really essential help my post would never be complete and interesting."